Поттер от 16
17.07.2007 16:45 | Русский Newsweek
Каким окажется пятый фильм про волшебника-супермена Гарри, не так важно на фоне того, состоится ли фильм седьмой и что нам в нем покажут
С интервалом в несколько дней (у нас и вовсе в два) поттероманов ожидают два потрясения. Выходят экранизация пятой книги "Гарри Поттер и Орден Феникса" (у нас - 19 июля), снятая доселе малоизветным Дэвидом Йетсом, и седьмая заключительная (так пока объявлено) книга Джоан Роулинг Harry Potter and the Deathly Hallows, которая расставит точки над i (21 июля). Аптеки всего мира, видимо, уже сейчас испытывают дефицит валидола и валериановых капель.
Поскольку количество написанного о Поттере, и даже одним только автором этих строк, давно превысило объемы книг Роулинг, сосредоточимся лишь на двух, зато животрепещущих вопросах: 1) убьет ли Роулинг Гарри Поттера и 2) если нет, то до какой степени взрослости осмелится зайти экранизация романа седьмого?
Итак, первое. О том, что она не убьет, свидетельствует сама по себе нынешняя, рассчитанная на миллиардные прибыли, акция империалистического шоу-бизнеса: одновременный выпуск фильма №5 и романа №7. До сего дня были известны лишь два сторонних человека, читавших седьмую книгу: дочки героини "Дьявол носит Prada", влиятельной редакторши главного модного журнала мира Миранды Пристли, - им всеми неправдами раздобыла допечатные экземпляры секретарша Энди. Но ясно, что продюсеры пятого кино-"Поттера" тоже должны быть знакомы с финалом эпопеи. Иначе не решились бы на выстрел дуплетом. Ведь очевидно, что если в седьмой книге все закончится плохо, то экранизацию "Гарри Поттера и Ордена Феникса" ждут серьезные финансовые потери. Многие не пойдут на фильм от огорчения и из протеста. А на двух оставшихся фильмах можно будет и вовсе поставить крест. Понятно, что Гарри должен выжить и для того, чтобы не породить на Земле массовую депрессию. И сохранить в безопасности саму Роулинг, которой за плохой конец способны жестоко отплатить фанаты-психопаты.
Правда, если седьмая книга завершится для Гарри хорошо (т. е. относительно хорошо: известно, что погибнут двое из главных персонажей, и не факт, что будет окончательно уничтожен Волан-Де-Морт: Роулинг умна и знает, что мира без Зла не бывает), то непонятно, куда он сам денется в финале? Неужели мы расстанемся с романтическим героем на том, что теперь его ждет долгая и беспросветно счастливая, скучная взрослая жизнь - в качестве, например, преподавателя школы Хогвартс? В дурацком пародийном фильме "Очень эпическое кино" был единственный смешной момент - будущее Гарри и Гермионы. Гарри - восторженный старый дурак. Гермиона - спившаяся и беременная.
Второе. Все отмечают новаторство книг Роулинг. Оно в том, что по мере взросления персонажей книги становятся все менее детскими. От части к части - все больше крови и смертей. В фильмах мрачности еще больше. Четвертый мрачен, но пятый, по оценкам первых видевших, еще мрачнее. Вдобавок и отношения между мальчиками и девочками становятся все менее платоническими. В пятой серии активно рекламируется поцелуй между Гарри и Чжоу Чанг. В итоге четвертая и пятая серия получили в Америке ограничения в прокате (пятая - "за жестокость фантазий и пугающие образы") - у них рейтинг PG-13, дети до 13 в сопровождении родителей. Мало кто, однако, замечает другую важную деталь: от фильма к фильму экранизации становятся все более авторскими. Первые две, сделанные ремесленником Крисом Коламбусом, были аккуратненькими. Но начиная с третьей, которую снял Альфонсо Куарон, режиссеры - явно намеренно - усиливают взрослые мотивы книг.
Эту тенденцию авторской трансформации книг Роулинг подхватил Интернет. Там можно найти кажущиеся реальными кадры, как голый Гарри лежит в постели с голым Драко Малфоем. Или Гермиона со стервозным выражением лица что-то впаривает Гарри, при этом держит дымящуюся сигарету, он - бутылку пива, а в сторонке Рон с отрешенным видом дымит травкой. Исполнитель роли Гарри Дэниел Редклифф уже прославился появлением в обнаженном виде в спектакле лондонского театра. Если экранизация седьмой серии все-таки появится, по плану - в 2010 г., то Редклиффу к тому времени стукнет 21, Эмили Уотсон (Гермионе) - 20, Руперту Гринту (Рону) - 22, Тому Фелтону (Малфою) - 23.
В принципе будет логично, если экранизация седьмой книги окажется такой, что получит прокатный рейтинг NC-17: дети до 17 не допускаются.
ЮРИЙ ГЛАДИЛЬЩИКОВ